Alefbeys

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Alefbeys » Еврейская литература » Хасидские притчи


Хасидские притчи

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ВЗЯТО С HTTP://MJCC.RU

Я и другой

Лейб Пузин - хасид Ребе Магараша (4-го Любавического Ребе) был очень богат. Он жил в городе Витебске, владел преуспевающим делом и имел несколько каменных домов и ещё много разного имущества. Он жил "на широкую ногу" и также раздавал много Цдоки (милостыни).

В том же городе жил ещё один хасид, тоже очень богатый - р. Шмуэль Брин. Он также хорошо разбирался в Талмуде и глубоко в Учении Хасидизма. Он был поставщиком стройматериалов для правительственных учреждений. И, несмотря на многочисленные заботы, не пропускал ни дня без изучения Торы.

В 5640 (1880) году дела р. Шмуэля покатились вниз и он, также, попался в ловушку мошенников, потерял всё своё богатство и попал в тяжёлые долги.

Вскоре р. Лейбу Пузину довелось быть при дворе Ребе Магараша. Он рассказал Ребе о своём деле и попросил благословения на успех. а когда закончил, вздохнул р. Лейб и сказал: "р. Шмуэль находится очень низко и ему требуется много Б-жьей милости." И сразу добавил: "хотя сказано "ибо праведен Г-сподь во всех путях его", и если уж Он так сделал, наверное это то, что должно было случится ,всё равно его очень жалко."

Когда Ребе услышал последние слова р. Лейба он никак не отреагировал. Он положил ладони на глаза и погрузился в свои мысли.

Вскоре  после этого начался пожар на льняных складах р. Лейба. Огонь уничтожил так же его дом и примыкающий к нему магазин, в котором, было товара на 20,000 рублей. Общий ущерб достиг 50,000 рублей.

Ужас взволнованный поехал р. Лейб в Любавич. Когда он зашёл в кабинет к Ребе, он разрыдался и рассказал о тяжелейшей катастрофе. которая с ним случилась. Всё это время Ребе наблюдал за ним "проникающими глазами". Когда он закончил, Ребе сказал ему: «для своего друга р. Шмуэля Брина, который потерял всё своё имущество, ты нашёл утешения и оправдал небесный суд над ним, а когда дело дошло до твоего льна и твоего магазина ты шумишь на все миры, и всё это в час, когда у тебя ещё остались 2 здания и правительственные векселя. Выясняется, что "другой" и "я" это 2 абсолютно разные вещи».

Слова Ребе шокировали р. Лейба. Он вышел из кабинета Ребе с опущенными глазами и не сказав ни слова. Долгое время сидел он в одном из углов синагоги, углубившись в себя и задумавшись о проникновенных словах Ребе "другой" и "я" это 2 абсолютно разные вещи.

2 дня он ходил, как сомнамбула. В конце концов он решил зайти к Ребе ещё раз , попросить у него путь к исправлению и раскаянию. В душе он уже решил. что с сегодняшнего дня и далее будет предан всем сердцем  для добра "другому".

В этот раз лицо Ребе светилось, а глаза были нежные. Ребе Магараш взглянул на р. Лейба и сказал нараспев: "известно от имени Баал-Шем-Това, что каждый, кто говорит что-то о другом добро или зло, говорит это о себе. Если он оправдывает наказание другого, то он  приводит наказание и на себя. А если он участвует в горе друга и старается ему помочь, то притягивает на себя добро и изобилие.  Езжай домой, возьми 3000 рублей наличными и дай их р. Шмуэлю в долг, чтобы он мог купить товар, сплавить его на плотах и возродить своё дело. Деньги дай по-доброму, с желанной душой и из чувства благодарности Всевышнему за то, что Он удостоил тебя сделать добро.

Сразу после этого поезжай в Москву, чтобы купить новый товар для твоего магазина и Б-г восполнит твой ущерб вдвойне.

Когда р. Лейб вернулся в Витебск он сразу взял 3.000 рублей и поспешил к дому своего друга р. Шмуэля, но его не было дома. Целую неделю он искал р. Шмуэля и не находил его.

Р. Лейбу надо было срочно ехать в Москву , чтобы купить там новый товар, но слова Ребе   для него были очень важны , и он ждал , чтобы исполнить вначале указание отдать ссуду другу.

Перед субботой, после того, как его неделю не было вернулся р. Шмуэль в Витебск. Сразу по окончании субботы р. Лейб пошёл к нему и хотел отдать ему деньги , но р. Шмуэль отказался  : « о чём ты говоришь! Я не могу взять у тебя такую большую ссуду и ты не имеешь права так поступать. Упаси меня  Б-г рисковать чужими деньгами в моём деле».

Р. Лейб был вынужден рассказать, что это указание Ребе. Р. Шмуэль очень внимательно его выслушал , но всё равно стоял на своём : « ты выполнил свою миссию , но я денег не возьму.

В ту же ночь поехал р. Лейб в Любавич и положил на стол Ребе 3000 рублей.

«Езжай с миром», - сказал ему Ребе.

В понедельник утром к р. Шмуэлю домой приехал посланник от Ребе и привёз запечатанную посылку, в которой была записка, написанная рукой Ребе: «Вот я высылаю тебе 3000 рублей, чтобы пустить их в оборот, до времени продажи плотов в Риге. Успеха».

Двое купцов увидели тогда Б-жественное благословение в своих делах.

Р. Шмуэль послал товар на плотах в Ригу и заработал огромные суммы.

Прибыли от сделки хватило на то, чтобы расплатиться со всеми долгами и купить каменный дом с большим двором.

Р. Лейб поехал в Москву, и поставщики его товаров решили поучаствовать в его беде и простить половину его долгов. Товар, который он купил, подорожал втрое и он заработал целое состояние. Но главное, что он заработал, это урок, что «другой» и «я» это не две отдельные вещи.

0

2

интересная притча :)

0

3

Свет

Как-то раз к Баал Шем Тову по срочному делу приехала делегация старейшин из далёкого города. Выслушав их жалобу, он раскрыл лежавшую перед ним на столе Тору. Едва заглянув в текст, он тут же закрыл книгу, а затем не только подсказал посетителям решение проблемы, но и подробно описал, как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы.

Действительно, всё произошло именно так, как предсказал Бешт.

Спустя какое-то время старейшины снова приехали к Баал Шем Тову, чтобы поблагодарить его за участие и совет. Один из них спросил:

— Учитель, когда мы задали свой вопрос, вы заглянули в Тору. И что, эта священная книга подсказала вам, как будут развиваться события и как нам на них следовало реагировать?

— Нас учили, что Господь создал мир посредством света, — отвечал Баал Шем Тов. — Светом был мир пронизан от края до края. Здесь и там, вчера и завтра, — всё было озарено. Но Бог увидел, что мир недостоин этого, что если до света доберутся низкие и злые люди, бедствия грозят всему мирозданию. И тогда Он спрятал свет, чтобы к нему могли обрести доступ только цадики (святые) будущего, — те немногие, что способны правильно им воспользоваться. Где же спрятан свет? В Торе. Если человек смотрит в эту книгу Тора — только ради нее самой, без каких бы то ни было эгоистических побуждений, его путь освещён: перед ним открыты прошлое и будущее, время и пространство. Цадик видит мир так же, как видит его Бог, — сотворённым из света.

Комментарий Рами Шапиро
Библию изучают многие, но редко кто-нибудь делает это ли-шма. Большинство людей хотят что-то получить от Библии: правила, истины, ответы, ключи к событиям прошлого и пророчества на будущее.

Если ты берёшь в руки Тору, имея в мыслях какую-то цель, книга отразит лишь твои собственные желания. Но, раскрывая её без цели и, значит, позволяя чистому божественному свету войти в твоё сознание, ты видишь то же, что видит Бог: мир, полный любви и радости, возможность жить, опираясь на доброту, справедливость, сострадание и смирение.

---------------

Ты — то, о чём думаешь

У хасидов есть обычай собираться у своего ребе в шаббос, чтобы вместе поесть, выпить водки, спеть нигуним (напевы без слов) и поговорить о Торе. Однажды в шаббос на тиш (особую трапезу) к ребе Моше из Кобрина пришло столько учеников, что многие из них просто не поместились за столом. Они толклись по всему дому, желая отведать хоть немного яств с праздничного стола, увидеть ребе и услышать от него хоть бы слово о Торе.

В толчее ребе Моше обратил внимание на одного юношу, стоявшего в уголке. Он подозвал своего слугу и спросил:

— Что это за молодой человек стоит вон там?

Услышав имя, он в недоумении заметил:

— Что-то я такого не помню…

— Да нет же, ребе, вы не можете его не помнить, — удивился слуга. — Это очень благочестивый молодой человек, к тому же он часто бывает за вашим столом. Вы не раз с ним беседовали.

Слуга стал рассказывать ребе о молодом хасиде и его родителях.

В конце концов, ребе Моше подозвал молодого человека и сказал:

— Только что я пытался вспомнить, кто ты такой, и мне было очень трудно это сделать. Теперь я понял, в чём дело. Видишь ли, сущность человека — в его мыслях. На чём ты сосредоточишь свои мысли, в то и превращаешься. Сколько я на тебя ни смотрел, твои мысли всё время блуждали туда-сюда. Вначале тебе хотелось того, затем — этого. Твоим желаниям не было конца. Я не видел ничего, кроме твоего неутолимого голода, и мне было непонятно, кто ты: человек ли, имеющий рот, или рот, прикинувшийся человеком.

Молодой хасид был до того смущён, что с того дня старался всё время думать только о возвышенном.

Комментарий Рами Шапиро
Ты — то, о чём ты думаешь. О чём ты думаешь в данный момент? Мысли бывают двух основных типов, — такова наша двойственная природа. Каждому человеку от рождения даны два побуждения: йецер ха-тов и йецер ха-ра. Первое побуждение влечёт вас к любви, к выходу за пределы себя и слиянию с миром. Второе сопровождается страхом и вынуждает уйти от мира, замкнуться в себе. Эти два побуждения порождают мысли двух основных типов: зиждущиеся на страхе и зиждущиеся на любви. Если твоя мысль приходит от любви, ты заботишься и о себе, и о других. Если же в истоке твоей мысли страх, ты думаешь только о себе. Когда человек думает только о себе, он снедаем голодом, — ему не хватает безопасности, надёжности, уверенности в себе. И поскольку обособлённое «я» не может удовлетворить его потребности, такой голод неутолим. Человек ест, ест, ест — и никак не может насытиться. Ребе учат, что рай и ад представляют собой два одинаковых пиршества, где столы ломятся от самых изысканных блюд. Люди сидят вокруг этих столов с двухметровыми вилками и ложками, которые слишком длинны, чтобы с их помощью можно было есть самостоятельно. Поэтому в аду люди мучаются от голода, а в раю каждый кормит того, кто сидит напротив, и все сыты. Задача каждого из нас не в том, чтобы утолить свой голод, но в том, чтобы накормить другого человека. Только так мы все сможем насытиться.

---------------

Иди своим путём

Один известный учёный как-то посетил своего ребе. Дело в том, что он хотел сменить род деятельности, но вначале решил посоветоваться с наставником. Учёный устал учить людей и завидовал тем, у кого, по-видимому, всегда находилось немного времени, чтобы передохнуть, выкурить трубку и поразмыслить над каббалистическими тайнами Бога и творения.

— Преподавание — да это просто каторга, — жаловался он самому себе. — Приходится часами готовиться, затем читать лекции, а потом ещё и отвечать на бесконечные вопросы студентов! Не удивительно, что у меня никогда не хватает времени на удовольствия, доступные другим людям.

Когда учёный добрался до дома ребе, оказалось, что тот болен и лежит в постели. Гость собрался было заодно с приветствием пожелать ребе Рефуа шлема (пожелание скорейшего и полного выздоровления), но тот его остановил:

— Раскрою-ка я тебе секрет изречения из Торы: «Вот житие Ноя». Слово «Ной» означает «лёгкий», «удобный». Слово «Вот» связывает эту фразу с изречением: «Вот бог твой, Израиль». Какая тут связь? Мы склонны делать идола из лёгкости и предпочитаем молиться удобству, а не истине. Но ведь невозможно определить, кто прилагает больше усилий, а кто меньше. Единственное, что можно утверждать, — это остаёмся ли мы верны самим себе в своих усилиях.

Учёный, поражённый тем, что наставник сумел прочесть его мысли, согласно кивнул. Но он всё ещё не был полностью удовлетворён, потому сказал:

— Всё это так, ребе, но Тора ведь говорит и другое: «Ной ходил перед Богом». Как это понимать?

— У каждого из нас свой личный путь к Богу, — ответил ребе. — Кто-то идёт к Нему самоуглублением и размышлением, кто-то через физический труд, кто-то через науку. И нам всегда кажется, будто чужой путь легче нашего, поскольку мы не знаем всех трудностей, которые он сулит. Но если ты променяешь свой путь на другой, то обнаружишь, что заблудился, поскольку сам путь незаметно подменил для тебя цель. Не оставляй науку, сын мой. Трудись день и ночь, раскрывая тайны священного Писания и делясь ими со своими студентами. Это твой путь. Так ты ходишь перед Богом.

Учёный поклонился, поблагодарил наставника и поехал домой.

Комментарий Рами Шапиро
Подлинная духовная работа требует от нас полной отдачи сил. Она истощает все ресурсы человека, подводя его к такой точке, когда он уже вот-вот сорвётся в пропасть. Ибо только в предчувствии срыва возможен прорыв.

Именно в этом заключается знание ребе; именно этому должен научиться его ученик-учёный, который путает «Ноя» и Бога, легкость и реальность. Учёный думает, что если он сменит род деятельности, у него появится время, необходимое, чтобы пробудиться для Божьего Присутствия. Но его стремление к Богу подменяется стремлением к лёгкой жизни. Когда у человека появляется свободное время, оказывается, что оно помогает приблизиться к Богу не больше, чем учёные занятия. Путь зависит от путника, а не путник от пути.

Каждый человек представляет собой уникальное выражение бесконечного разнообразия Бога. Нас всех объединяет цель соединиться с Господом и приподнять завесу, отделяющую людей от Божественного Присутствия во всех вещах, однако пути осуществления этой задачи настолько же отличаются друг от друга, как и люди, которые ими следуют. Каков твой путь? И откуда ты знаешь, что это действительно твой путь?

Один из способов определить, правильное ли направление ты избрал, — сравнить свой путь с путями других людей. Но при этом мы часто не замечаем трудности, с которыми сталкиваются окружающие, нам начинает казаться, будто другим легко идти по жизни. В такой момент возникает соблазн отвлечься от цели — от Бога — и сосредоточиться на том, чтобы облегчить себе её достижение. Мы хотели бы добраться до Бога лёгким и неспешным прогулочным шагом. Однако весьма сомнительно, чтобы это кому-нибудь когда-нибудь удалось.

---------------

Праздная болтовня

Один человек где-то прочёл, что тот, кто в течение сорока дней будет воздерживаться от праздных бесед, обретёт божественное озарение. Рассудив, что это весьма короткий путь к Богу, он с большим прилежанием взялся за дело. Итак, за сорок дней с его губ не сорвалось ни одного пустого слова. Однако в назначенный срок никакого озарения не случилось. Тогда этот человек отправился за объяснением к Баал Шем Тову.

Выслушав его историю, Баал Шем Тов спросил:

— В течение этих сорока дней ты молился?

— А как же! — воскликнул посетитель. — Конечно, молился. Целых три раза в день, как завещано нам Господом.

— Понятно, — сказал Баал Шем Тов. — А Теилим (псалмы) читал?

— Что за вопрос? Ведь я иудей. Конечно, я читаю Псалмы каждый день. — Чтобы не показаться голословным, посетитель пробормотал первые стихи своего любимого псалма.

— Учитель, — продолжал он затем, — может быть, само это правило неверно? Почему сорок дней молитвы, чтения псалмов и воздержания от пустословия не помогли мне обрести божественное озарение?

— Не в правиле дело, — отвечал Баал Шем Тов, — оно-то как раз верно. Просто ты неправильно его применил. Судя по тому, как ты читал Псалом, я могу сказать, что, воздерживаясь от пустословия в обыденной жизни, ты не уделил должного внимания своим молитвам. Ты превратил их в болтовню. Тебе удалось очистить свои разговоры с людьми, но ты не позаботился о чистоте беседы с Богом. Сама твоя молитва мешает тебе получить божественное озарение.

Комментарий Рами Шапиро
Ты — это то, что ты говоришь. В речи отражается душа человека. Пустые слова, бездумная болтовня ведут к беспорядку в мыслях. Если хочешь изменить мысли, измени слова. Это касается всего, что ты произносишь. Независимо от того, какую форму принимает слово, — письменных знаков, устного высказывания или, скажем, просто песни, — оно обладает силой исцелять или приносить вред. Проблема героя нашей истории в том, что он проводит различие между молитвой и обыденной речью. Однако и то, и другое — слова, которые нужно произносить совершенно осознанно.

Баал Шем Тов учил, что человеку от рождения предназначено произнести строго определённое количество слов. После того, как все слова сказаны, человек умирает. Представь себе, что это действительно так. Каждое произнесённое слово приближает твою смерть. В следующий раз, когда ты соберёшься что-то сказать, спроси себя, стоит ли это того, чтобы за него умереть?

0


Вы здесь » Alefbeys » Еврейская литература » Хасидские притчи