Alefbeys

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Alefbeys » Еврейская музыка » Музыка в Израиле библейских времён


Музыка в Израиле библейских времён

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ВЗЯТО С ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО САЙТА http://klezmer.com.ua

Музыка в Израиле библейских времен

     Зарождение музыкальной культуры Древнего Израиля восходит, вероятно, к эпохе, предшествовавшей поселению еврейских племен в Эрец-Исраэль. Некоторое представление о музыкальной жизни библейского периода и последующих веков можно составить по сведениям, содержащимся в Священном Писании и других литературных источниках древности. В Торе многократно упоминается музыка, иногда с указанием средств воспроизведения - пение, инструменты: названо не менее 24 различных музыкальных инструментов. Благодаря археологическим раскопкам, обильному иллюстративному материалу - керамическим изделиям, наскальным рисункам, статуэткам, монетам и др. с изображением музыкантов или музыкальных инструментов, стало известно, что евреям библейской эпохи были знакомы инструменты четырех видов: идиофоны (ударные инструменты, звук которых извлекался из самого корпуса инструмента), мембрафоны (ударные инструменты с натянутой кожей и т. п.), аэрофоны (духовые) и хордофоны (струнные).
     Сведения о музыке периода Первого храма скудны, но на основании библейских текстов и археологических данных можно утверждать, что она была важной составной частью духовной жизни. Царь Давид, хотя и не удостоился построить Храм, начал собирать средства на его строительство и реформировал порядок музыкального сопровождения храмовой службы: "Давид состарился... и собрал всех... левитов... Из них для дела в доме Г-споднем... четыре тысячи прославляющих Г-спода на музыкальных инструментах, которые он сделал для прославления" (I Хроник, 23:1-5). Царь Давид не только создал образцы лирических религиозных песнопений, но и упорядочил литургические функции музыкальных инструментов. В дальнейшем при Храме состояли и участвовали в службе огромный хор (певчие) и оркестр: сообщается, что во время церемонии освящения Храма 120 жрецов играли на трубах (II Хроники, 5:12). Существует предположение, что из 38 тысяч левитов, несших храмовую службу, 4 тысячи были профессиональными музыкантами. Их обучали при Храме; впоследствии музыканты выделились в особую касту.
     Как и у других древних народов, искусство у евреев было синкретическим (т. е. музыка, пение и танец были неотделимы друг от друга). Музыка имела прикладной характер: она использовалась при отправлении религиозных обрядов и в быту. Праздники, торжества (общенародные, местные и семейные), процессии, встречи воинов и тому подобное - все это сопровождалось инструментальной музыкой, песнями и плясками.
      Одним из древнейших, наиболее известных и распространенных жанров ритуальной музыки является псалом. Псалмы необычайно разнообразны по характеру и содержанию: среди них есть и торжественные дифирамбы, и скорбные размышления, и проникновенные просьбы, и властные заклинания; в них и иступленная вера, и робкая надежда. Содержание псалма, вероятно, обуславливало характер его исполнения, роль и образный строй музыки (декламации и сопровождения). Традиция приписывает авторство Книги Псалмов царю Давиду. Исполнение псалмов получило большое распространение уже в эпоху Первого Храма, впоследствии псалмы стали исполняться и вне Храма.
     К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное пение - соло, сопровождаемое хоровыми репликами - "ответами", хоровое исполнение без солиста (возможно разделение хора на две группы и диалог между ними - так называемый антифон). И сегодня во многих еврейских общинах солист, или кантор, пропевает часть литургического текста, ему вторит хор собравшихся. В средние века в синагогальную службу вошли песнопения с рефреном, причем часто рефрен исполнялся в самом начале пиюта, чтобы публика усвоила его заранее (нередко его исполняли на общеизвестный мотив) и могла дружно вступить по окончании очередной строфы. Псалмы ознаменовали важнейший этап развития древнееврейской поэзии и музыки.
      Древнееврейская музыка была в основе одноголосна. Танцевальные мелодии, вероятно, отличались ритмической четкостью, их исполнение сопровождалось хлопаньем в ладоши или аккомпанементом ударных инструментов. Для культовых напевов были характерны метроритмическая свобода, богатая мелизматика - украшение основной линии.
     Накануне и в период Вавилонского пленения (586 - 536 гг. до н. э.) духовные вожди осуждали музицирование как занятие, неподобающее народу, который пребывает в бедствии. Пророк Исайя клеймил музыкальные развлечения наряду с чревоугодием: "И лира, и арфа, бубен и свирель, и вино на пиршествах их... за то народ мои пойдет в плен" (5:12-13). С трагической силой чувство горечи изгнания выражено в знаменитом псалме "На реках Вавилонских": "На вербах ... повесили мы наши арфы... Как нам петь песнь Господню на земле чужой?.." (137:2-5).
     Конец эпохи Второго храма широко отражен в Талмуде, а также в сочинениях Иосифа Флавия и Свитках Мертвого моря. Сведения о храмовой службе основаны на свидетельствах очевидцев. В мишнаитском трактате Тамид описаны ежеутренние жертвоприношения, сопровождавшиеся музыкой, а в трактате Арахин даны сведения о коллективе музыкантов в храмовом оркестре.
      Из других источников мы знаем, что в каждый день недели исполнялись свои псалмы и что в Храме дозволялось играть на музыкальных инструментах даже в субботу, потому что территория Храма - особая территория, где действуют свои законы. В Первом Храме ансамбль левитов-музыкантов, как и хор левитов-певцов, состоял как минимум из двенадцати взрослых мужчин, а в особых обстоятельствах разрастался до "бессчетного количества" участников. В эпоху Второго Храма число музыкантов могло быть существенно меньше, чем число левитов, и среди первых могли быть и не левиты. Интересно, что некоторые духовые инструменты в оркестре не участвовали, а звучали лишь в паузах как сигнал к очередному этапу храмового ритуала. Барабаны и бубны по-прежнему оставались вне литургии - на них играли женщины (и сегодня бубен на иврите называется тоф Мирьям - бубен Мирьям, сестры Моисея).
      Женщины не участвовали в храмовом служении, но выступали в музыкальных представлениях светского характера: среди евреев, возвратившихся из вавилонского пленения в Иудею вместе с Эзрой, упомянуты "певцы и певицы числом двести" (Эзра, 2:65).
      Во времена Второго Храма у евреев оформились три типа музыки: храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. До наших дней дошла - со всеми позднейшими наслоениями - лишь литургическая музыка, которая сохранилась на юге Аравийского полуострова среди йеменских евреев, в Вавилоне, где евреи живут с 6 века до н. э., в некоторых областях Италии, Сирии, Северной Африки.
      Когда в 70 году н. э. в результате Первой Иудейской войны независимость Иудеи была уничтожена и Храм разрушен, прекратилась игра на инструментах при отправлении религиозной службы. Вообще же настороженное, подчас враждебное отношение к музыке как к самостоятельному искусству и, особенно к инструментальной музыке нередко проявляется на страницах поздних библейских книг. О музыке там говорится как о некоем предмете роскоши, занятии богатых и праздных. Еще в Экклезиасте, размышляя о бренности земной жизни, рассказчик порицает себя за излишества: "Завел у себя певцов и певиц и усладу сынов человеческих - разные музыкальные инструменты" (2:8). Запрещение игры на музыкальных инструментах по субботам и праздникам подтверждено позднейшим кодексом Шулхан Арух (1565).
     Однако любовь евреев к музыке вынуждала иных раввинов смягчаться: дозволялись определенные виды трудовых песен, такие как песни пахарей и рыбарей (а песни ткачей были объявлены непристойными), существовали профессиональные плакальщицы, надрывное пение которых сопровождалось голосами по меньшей мере двух флейт. Еврейские книги рассказывают, что от веселой пляски зачастую не могли удержаться даже убеленные сединами старцы.

0

2

Много слышал о традиции сопровождения пения, двумя флейтами! Более того, у некоторых народностей, даже существуют устоявшиеся веками традиции, такого исполнения музыки, например и грузин, есть две флейты, немного отличающиеся друг от друга, сейчас не могу вспомнить название, но это именно пара инструментов, причем на одном из них никогда не играют, всегда пара! Один из моих киевских друзей, имеет коллекцию духовых инструментов, порядка 70-80, и в том числе эти флейты, мне приходилось слышать исполнение древне-еврейской музыки именно этим дуэтом - достаточно неизгладимые впечатления.

0


Вы здесь » Alefbeys » Еврейская музыка » Музыка в Израиле библейских времён