Взято как всегда с замечательного ресурса HTTP://KLEZMER.COM.UA
По материалам Велвла Пастернака
Среди множества рассказов об особенном месте музыки в хасидской жизни есть история о Ребе Мойше Лейбе из Сассова. Он имел обыкновение собирать деньги для бедных невест и организовывать для них свадьбы. Однажды на одной такой свадьбе невесты-сироты клейзморим играли мелодию, которая очень обрадовала Реб Мойше Лейба, и он попросил, чтобы ту же самую мелодию играли, когда его будут хоронить.
Много лет спустя, когда Ребе умер, сотни хасидим приехали со всей Европы чтобы проводить цадика. На перекрёстке похоронная процессия натолкнулась на группу клейзморим сидящих в повозке. Тут внезапно лошади сорвались с места и понеслись в даль. Когда процессия прибыла к кладбищу, она встретила там тех же бродячих музыкантов.
Сначала хасидим рассердились на такую назойливость, но тут один алтер хосид вспомнил желание Ребе о той старой мелодии. Среди хасидим начались споры. Сотни лет еврейская традиция утверждала, что музыка не должна играть на похоронах.
Срочно был созван Бейс Дин и после серьёзных разбирательств он вынес постановление о том, чтобы почтить память Сассовского Ребе и нарушить старый обычай. Старого хосида попросили вспомнить ту мелодию, и он напел её для клейзморим. Они подхватили напев, и Ребе был похоронен под тот самый мотив, который играл на свадьбе невесты-сироты много лет назад.
Музыка для Хасидуса это не просто сопровождающий мотив, но компаньон хосида в вечном путешествии. Душа, возвращаясь к своему источнику, Создателю, поднимается по пути мелодии.
Баал Шем Тов - основатель хасидского движения, появился в еврейской жизни Восточной Европы в тот момент, когда еврейская мораль была в сильном упадке. Еврейские общины пережили мессианскую лихорадку Шабси Цви и обманулись в своих ожиданиях. Общины были разъединены. Мудрецы Торы и простые евреи стали иметь всё меньше общего. Баал Шем Тов понял, что это разделение привело еврейство в упадок и никак не способствовало моральному росту. Движение, которое он основал, стало ответом.
Система тфилойс, исполнения мицвойс и маасим тойвим к тому времени превратилась в сухую привычку. В возвращении к осмысленному и живому Иудаизму Баал Шем Тов считал необходимым важный ингредиент, который долго отвергался. Это симхо - радость. Это и стало краеугольным камнем движения Хасидуса.
Баал Шем Тов настаивал, что следует избегать обычая накладывать на себя пост, носить лохмотья и прочих подобных аскетических практик. Так как живость и радость приятнее Б-гу, чем аскетизм - меланхолия, уныние и отчаяние стали грехом. "Только через симхо можем мы достичь единения с Б-гом" - говорил Бешт. Он так же понимал, что когда человек радостен, ему легче переносить невзгоды жизни. Баал Шем Тов никак не преуменьшал духовных основ еврейской жизни. Совсем наоборот, он подчёркивал их важность. И это особенно ярко выразилось в нигуним, которые могут воодушевлять и давать безграничную радость. Хасидус знает силу, которой обладает нигун. Это возможность очищать и связывать души и поднимать их на невиданные высоты. Это не было новой мыслью, так как эта идея уже была высказана Каббалистами: "Доступ к определённым дворцам может быть получен только с помощью песни".
Из многих записей и хасидских историй мы знаем, что песня была естественной частью тела и души Баал Шем Това. Мы видим, что он проводил много времени в полях среди пастухов и, несомненно, собрал множество их мелодий, которые содержат аницойс шель кдуша.
Превращение народных мелодий в нигуним обладающие святостью было довольно распространенно среди евреев Диаспоры. Здесь сказывается влияние окружения, в котором жили евреи. Но конечно заимствованным мелодиям придавалась еврейская окраска и осмысленность. Часто такое происходило и с другими аспектами жизни, например с одеждой. Так в еврейскую культуру пришли польские и русские - штраймл (меховая шапка) и капота (длинный сюртук).
Те, кто противостоял Хасидизму, и многие исследователи музыки, кто даже не пытался понять душу хасидской музыки, не уставали твердить, что в ней есть заимствованные элементы. Однако даже заимствованный мотив не оставался в своём оригинальном виде, а преломлялся, и обрабатывался в новую форму. Из этой формы и появляется особая хасидская мистическая мелодия - нигун. Большинство нигуним не имеют слов. Такие бессловесные песни не так распространены в других культурах. В хасидской жизни нигуним занимают очень важное место. Песни без слов, но полные духовного экстаза, создаются на основе утверждения, что песня без слов намного выразительнее, чем со словами. Ещё Довид Ѓамэлэх сказал: "Одни слова не могут выразить величия Б-га". Ребе Шнеур Залман из Ляд говорил, что мелодия это излияние души. Любой сразу заметит, что это очень сложно, петь чистую мелодию без слов какое-то длительное время. Это особенно верно для метрических мелодий. Чтобы компенсировать эту сложность, хасидим изобрели целый набор специальных звуков, которые помогают при пении. Всевозможные "бим-бам", "яди-да-ди", "ой-вэй", "ай-яй", "ой-ёй" и "тади-дам". Поющий имеет свободу выбирать те или иные звуки, которые приходят ему на ум в зависимости от настроения и мелодии. Это распространённое явление, что та или иная хасидская группа имеет определённый набор звуков, которые наиболее часто используются в их нигуним. Так Гурские хасиды поют не так как Бобовские, а Вижницкие, Карлинские, Моджицкие, Любавические, Бресловские и прочие хасидим имеют свои излюбленные звуки. Так опытный знаток нигуним и различных Хасидусов по звучанию нигуна сможет определить, к какой хасидской группе он принадлежит.
Первые нигуним были довольно непродолжительными, но позднее они становились всё более сложными и стали даже появляться композиции настолько длинные, что их называют "операми".
В общем, Хасидише нигуним можно отнести к трём базовым категориям. (Позднее хасидим добавили ещё несколько типов). Это нигун рикуд (нигун для танца, хоровода), тиш нигун (нигун который поют за столом Ребе) и девейкус нигун (медленная мистическая мелодия). Нигун рикуд - обычно весёлая мелодия, созданная специально для танца. Хасидский танец с таким нигуном так же обладает особым мистическим смыслом. Так хасидим могут танцевать продолжительное время, полностью отдаваясь танцу и звукам нигуна. Тиш нигун - обычно медленная, медитативная мелодия, которую поют за столом Ребе, например во время трапез в Шаббос или Мелаве Малка.
Он может быть длинным и состоять из нескольких частей. Часто между ними вставляются быстрые мелодии-переходы. Девейкус нигун - медленная, интроспективная, волнующая душу мелодия, обычно продолжительная и поющаяся с большим чувством. Так же хасидим адаптировали такие мотивы как марш и вальс. Марш - мелодия, пришедшая от военных музыкантов, стал весьма популярным среди хасидим. Хотя такие военные мелодии как марши были довольно чужды духу Иудаизма в целом, и не слишком подходят для танца, однако в устах хасидим они превратились в настоящие Хасидише нигуним. Вальс - типично Европейская мелодия, которая так же нашла свой путь в хасидскую традицию.